Write Close
Close
Заказать intro-сессию
"Человекоцентричная бизнес-модель"
Telegram
Whatsapp
Сообщение попадет лично Арсену Даллакяну

____

Эмоциональный интеллект педагога против буллинга учеников

эмоциональный интеллект, буллинг, буллинг учеников, травля педагогов, проблемы учителей
Галия Чумарина
phd, консультант психологической корпоративной
безопасности, тренер по эмоциональному интеллекту
На прошедшем в апреле 2018 года Московском международном образовательном салоне впервые была озвучена еще одна проблема в образовательной системе.

Социологи НИУ ВШЭ поделились с участниками неутешительный статистикой: 9 из 10 российских преподавателей, принявших участие в опросе, сталкивались с издевательством со стороны своих учеников.

В опросе принимали участие 2800 педагогов из 75 регионов России.

Буллинг и достаток

По сравнению с травлей между учениками буллинг преподавателей изучен мало, но с этим явлением сталкивается 90% российских учителей.

Социологи выяснили, что агрессии со стороны учеников чаще подвергаются педагоги, которым хватает денег только на еду. 17% учителей имеют низкий низкий достаток: они не могут купить одежду и обувь, а некоторым не хватает даже на еду. Среди наиболее распространённых форм травли респонденты отмечали, что ученики дразнят, придумывают прозвища, игнорируют, нарушают дисциплину, отказываются выполнять требования преподавателя, обсуждает его личную жизнь.

Многие обижают учителей теперь и в Интернете. 40% опрошенных учителей видели о себе нелицеприятные посты в социальных сетях, от 30% получали оскорбительные письма, в том числе, анонимные и с угрозами. Следует отметить, что возраст, стаж, пол почти не влияют на шансы учителя стать мишенью для учеников-преследователей. Более того, социологи подчеркивают, что бедные преподаватели в 2 раза чаще подвергаются буллингу, чем обеспеченные коллеги.

Медийное пространство пестрит сообщениями с жуткими подробностями: стрельба и насилие в школах перестали быть экзотикой западного «загнивающего» мира. Вот и еще одна констатация школьных реалий. Никогда учителя не могли похвастаться высокими доходами, но звание Учитель имплицитно полагало авторитет, уважение, образованность.

98% студентов, которых я спрашиваю о школе, судорожно передергивают плечами, и корчат презрительные гримасы. Где школьная дружба, любимый учитель-предметник, «учительница первая моя»?

Очевидно, что причина кроется в системном кризисе образовательных стандартов, не успевающих отвечать на вызовы ускоряющихся по экспоненте цифрового мира.

Травля 90% учителей нашей страны, обусловлена, в первую очередь, уровнем материального достатка педагогов

Буллинг и концепция образования

Система образования работает по столетним стандартам. Прусская модель образования имени Вильгельма фон Гумбольта получившая свое развитие не только в России, готовила будущих солдат- дисциплина, зубрежка, муштра. Директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков говорит, что на дворе цифровая экономика, а в школах - те же учебные программы, те же методики, те же экзамены: «До 20 миллионов россиян не имеют навыков, необходимых для включения в цифровую экономику. Нужны быстрые и дешевые пути, чтобы вооружить их этими навыками. А где взять такие программы, непонятно!»

То, что учить по-старому нельзя, понятно всем, но как и кто будет учить по-новому? На какой ценностной платформе выстраивать коммуникации в образовательном процессе. Главной ценностью сегодня становятся персонализация и индивидуализация. Не усредненный человек с подогнанными баллами и оценками, а уникальная личность каждого ученика.

Таким образом, принципиально меняется главная концепция образования. Главной идеологией современного образования должна стать поддержка разнообразия. Готовность к сотрудничеству с учениками, а не менторство. Открытость и искренность в общении с учениками.

Ключевая драма сегодняшнего образования — отставание учителей и родителей от детей. И это лежит в основе волны буллинга педагогов, которые становятся жертвами из-за собственной негибкости.

Конечно, сказывается и перегрузка педагогов, вынужденных зарабатывать на двух ставках и вести репетиторскую работу, чтобы выживать.

За среднюю учительскую зарплату, официально поднявшуюся сейчас в среднем до 30 тысяч рублей по России, учителя платят чрезмерную цену. Причем при такой чудовищной нагрузке их все чаще норовят заставить поработать бесплатно. Например, не доплачивают за дополнительные занятия с отстающими, подготовку ребят посильнее к олимпиадам для школьников, подготовку к сдаче ЕГЭ, работу педагогов на ЕГЭ и ОГЭ для 9-х классов и так далее.

Едва ли не еще хуже дело обстоит в вузах. После окончания школы дети от небогатых учителей приходят к нищим преподавателям вузов.

Сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность», член профкома МФТИ А. Арутюнов отмечает, что в среднем по России, преподаватель вуза ведет по 14 пар в неделю, в то время как его зарубежный коллега преподает по 5–6 часов, и при этом еще должен заниматься наукой: писать статьи, монографии, участвовать в научных конференциях, причем последнее — за свой счет. А бывает, что если преподаватель выиграл грант, то его сумму вычитают из его обычной зарплаты.

Денег нет, образовательные институты бюрократизированы, учителя и преподаватели «выгорают» на работе, ученики и студенты развлекаются буллингом - «картина маслом», как говорил известный герой В.Машкова.

Остается один ресурс - то, что мы называем self-skills. Именно во взаимодействии личностей ставших интересных друг другу, осуществляющие погружение в поток взращивания знаний, возможно преодоления возникающей пустоты иллюзии существования.

Вывод

Учитель цифровой эпохи - это не шкаф, наполненный запыленными и нередко устаревшими книгами, это соратник ученика по поиску нового, это человек, способный признать преимущества ученика на определенных этапах этого путешествия. Учитель, который будет больше слушать и задавать вопросы, побуждающие искать с удовольствием ответы.

Педагог, который не будет оценивать, а будет ценить своих учеников. Вероятность буллинга такого педагога ничтожно мала, даже если он будет выглядеть не как образец респектабельности.

В этом контексте, развитие EQ педагогов видится одним из важнейших этапов преодоления кризиса в образовании. Гиперрационализированная и формализированная система должна начать оживать через развитие эмоциональных навыков педагогов.

Принятие себя в профессии, эмпатия , гибкие коммуникации, мотивация к развитию и самоактуализации, ассертивность позволят педагогам избежать профессионального выгорания, обесценивания важной профессии, и самое главное, стать тем любимым учителем, кем он и хотел быть.

Соответственно изменилась и роль учителя, подчеркнул Асмолов: «Сегодня это — мотиватор, навигатор, коммуникатор, а главное — эксперт в поддержке разнообразия».

Ведь вопрос в том, готова ли к этому наша школа.

Как вам понравилась статья)?

____

Рекомендуем

Эмоциональный интеллект педагогов

Стратегическая сессия Галии Чумариной-Даллакян
для повышения эффектности образовательного процесса

Для кого:
педагоги школ, детских садов, центров творчества, агентства по найму нянь и гувернанток, фонды(НКО), наставники.
Какую проблему решает:
неэффективные коммуникации с детьми digital natives, эмоциональное выгорание сотрудников.
Продолжительность:
8 часов.
Сессия проводится под заказ для компании
Даллакян лекции, Даллакян семинар, Даллакян лекция, Даллакян тренинг, Даллакян тренинги, редкие лекции на русском, редкие лекции, чумарина галия, галия даллакян, травля педагогов, эмоциональный интеллект уфа, профессор даллакян

____

Вас также может заинтересовать