Write Close
Close
Заказать intro-сессию
"Человекоцентричная бизнес-модель"
Telegram
Whatsapp
Сообщение попадет лично Арсену Даллакяну

____

Архетипы российского бессознательного в творчестве Андрея Тарковского

Доктор философских наук, профессор, академик РАВН
«Человек, который видел ангела»
(надпись на могиле А.Тарковского)

4 апреля 2017 года исполнилось 85 лет со дня рождения великого советского, российского режиссера и сценариста Андрея Тарковского, 30 лет назад ушедшего от нас… в незабвенную вечность. Как и все гении со временем А.Тарковский, не удаляется, а приближается к людям, становясь все более актуальным и многомерным. Сегодня мы с гордостью подчеркиваем, что русский А.Тарковский является одним из самых великих режиссеров мирового кинематографа. А между тем, именно с нашего молчаливого согласия он вынужден был эмигрировать в 1980 году из Советского Союза в Италию, где прожил всего шесть лет, создав фильмы «Ностальгия» и «Жертвоприношение». К сожалению, и сегодня нет пророков в своем отечестве. Он ведь не хотел уезжать на постоянное место жительства, лишь попросив три года жизни в Италии, чтобы работать над своим фильмом «Ностальгия».
Если мы говорим о народной памяти, актуализированной произведениями искусства и кино, в частности, то следует сделать так, чтобы «не заросла народная тропа» и к памятникам их создателей. Без памяти нет полноценного сознания, а значит и человека. Мастера творят не только свои произведения, но и людей с ними соприкасающихся.

Названия фильмов Андрея Тарковского не случайны, они отражают внутренний мир, психологическое состояние и автобиографические проблемы художника. Один из первых его фильмов «Каток и скрипка», поставленный в 1960 году символизирует судьбу гения в тоталитарном рабоче-крестьянском обществе. К сожалению, мало кто из тонких натур мастеров искусства выдерживал идеологический каток государства. Не выдержал его и А.Тарковский. Последний фильм «Жертвоприношение» знаменует сознательный жертвенный уход режиссера.

Говоря об исторической памяти народа, в основном имеют в виду общественное сознание, мы же хотели бы обратить внимание читателей на российское коллективное бессознательное, хранящее в себе отнюдь не меньше значимой информации. Иностранцам порой трудно понять россиян, так как они апеллируют в большей степени к рациональному содержанию общественной психики. Именно это имел в виду Федор Тютчев, говоря «умом Россию не понять». Иррациональное рационально постичь практически невозможно.
МАТЬ
Один из великих фильмов А.Тарковского «Зеркало» олицетворяет память, причем как сознательную, так и бессознательную, раскрывая и истолковывая события из детства. По сути, «Зеркало» представляет собой кинематографическую модель психоанализа, посредством ментального возврата взрослого человека в свое детство и переосмысления некоторых значимых его событий. Наиболее ярко выступает архетип матери, прекрасно сыгранной Маргаритой Тереховой. «Всем лучшим, что я имею в жизни, - говорил А.Тарковский, - тем, что я стал режиссером,- всем этим я обязан матери».

«Мать» для российского сознания – это не только женщина, родившая и воспитавшая ребенка. Мать – это еще и родина, с полями и реками, деревьями и домами, которые у А.Тарковского «говорят», словно живые самостоятельные герои фильма. Мать – это и вера, которая помогает людям выжить, это – и любовь в широком смысле слова, и красота, и преданность. Именно этот архетип Матери помог и простому мальчику Ване из «Иванова детства», и великому художнику Андрею Рублеву, и главным героям фильмов «Ностальгия» и «Солярис».
ОТЕЦ
Вместе с архетипом матери почти во всех фильмах А.Тарковского присутствует архетип отца. Арсений Тарковский ушел из семьи, когда Андрею было всего три года, но отец постоянно присутствует в сознании и фильмах сына. Это и стихи за кадром, и прямое присутствие в кадре. В фильме «Солярис» А.Тарковский показывает сложные отношения отца с сыном, который, не понимая своего отца, часто спорит с ним. Отец постоянно говорит сыну, что в космосе надо вести себя добрее, потому как другие планеты могут не простить того, что прощает людям Земля-матушка. Вернувшись домой из космического полета, сын признает мудрость отца и благодарно встает перед ним на колени, словно оживляя картину Рембрандта «Возращение блудного сына».
ПРИРОДА
А.Тарковский изображает и архетип Природы, показывая, что она едина и разумна во всей вселенной. В фильме «Солярис» проводится мысль, что необходимо установить контакт-диалог с природой. Причем, она пойдет на это, лишь после того, как мы покаемся за все то, возможно и несознательное, зло, которое сотворили в отношениях с ней. Планета Солярис прощает землянина, космонавта и ученого, после того, как тот искупил свой грех внимательным сострадательным отношением к своей бывшей жене, получив от планеты урок на всю жизнь.
ПОКАЯНИЕ
Тема покаяния проходит генеральной линией практически через все фильмы А.Тарковского. Осознание собственной вины, муки совести и покаяние являются сильнейшими архетипами российского бессознательного. Сначала спонтанно совершаются многие нехорошие поступки, потом сильнейшие переживания, чувство вины и искупление. Главный герой фильма «Солярис», которого прекрасно сыграл Донатас Банионис, искупил свою вину перед образом жены, которой при жизни уделял мало внимания.

«Фильмы А.Тарковского, - писала Майя Туровская, - всегда ошеломляли трудной для среднестатистического восприятия новизной. Их не понимали чиновники, казалось, что их не поймут и зрители. На самом деле у Тарковского был всегда «свой», верный ему и преданный зритель, как бывает «свой» читатель у поэзии»[1]. И чем дальше уходит от нас Андрей Тарковский, тем больше таких «своих» зрителей у его фильмов, апеллирующих к душе, а не к измученному техноцивилизацией разуму современного человека.
ВОЙНА
Тема войны также проходит через все фильмы мастера, причем, войны в широком толстовском смысле слова. Великая Отечественная - в фильме «Иваново детство», война с чуждым окружением и непониманием - в «Андрее Рублеве», война с самим собой в «Сталкере», «Солярисе» и «Ностальгие». В «Ивановом детстве» показана даже не столько война, сколько любовь мальчишки к Родине, доброта и сочувствие «сурового» военного к ребенку, выражающуюся в непреклонном приказе покинуть линию фронта. И это является архетипом российского бессознательного – жесткое проявление мягкого и доброго. Многим представителям других культур непонятна эта открытость, прямолинейность и порой жесткость как форма проявления добра. Так же, как и пословица «Суров, но справедлив», порой переворачиваемую до утверждения, обязательной суровости справедливого решения. Почему справедливость непременно должна проявляться в суровости?
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ
Энциклопедией исторической памяти является один из самых лучших фильмов А.Тарковского «Андрей Рублев», первоначально называвшийся «Страсти по Андрею», сценарий к которому А.Тарковский написал вместе с А. Кончаловским. В самом названии «Страсти по Андрею» уже заложена тайна. То ли речь идет об ученике Иисуса, то ли о великом художнике Рублеве, то ли о самом режиссере фильма. Возможно и поэтому такое название не прошло.

В фильме показывается, раздираемая противоречиями и междоусобицами Русь XV века. Мастер раскрывает столь разные архетипы русского бессознательного, как вера, надежда, любовь, доброта, великодушие, прощение, жестокость, зависть, тяга к язычеству, преступлению, бунтарство. В частушках скомороха, роль которого прекрасно сыграл великий актер и режиссер Ролан Быков, звучит недовольный и непокорный глас народа. Интересно, что текст частушек написал сам Андрей Тарковский, так как оригинал практически везде содержал ненормативную лексику.
СТРАДАНИЕ
В лице Андрея Рублева показаны страдания и тяготы талантливого человека, гения, который обречен на непонимание и муки фактом своей непохожести на других. «Удел величия – страдание от внешнего мира и страдание внутреннее от себя самого…. Чем бескорыстнее дар, тем жестче гонения и тем суровее страдание» [2] - писал Павел Флоренский, не понаслышке знавший, что такое страдание. Последние кадры фильма демонстрируют божественные работы Андрея Рублева, как бы говоря: «Вот ради чего все эти страдания, являющиеся ценой гениальности». И страдания людей, и страдания страны в целом должны завершиться великими творениями. Стоят ли они того – другой вопрос.

В 1969 году фильм А.Тарковского «Андрей Рублев» получил приз на Каннском фестивале и только в 1971 готу вышел на отечественный экран. «Мне очень грустно,- писал А.Тарковский своему отцу Арсению Тарковскому, - что у тебя возникло чувство, будто бы я избрал роль «изгнанника» и чуть ли не собираюсь бросить свою Россию… Я не знаю, кому выгодно таким образом толковать тяжелую ситуацию, в которой я оказался «благодаря» многолетней травле начальством Госкино, и, в частности, Ермаша – его председателя. Может быть, ты не подсчитывал, но ведь я из двадцати с лишним лет работы в советском кино – около 17 был безнадежно безработным. Госкино не хотело, чтобы я работал!» [3]. Так мы относимся к своим гениям, а потом удивляемся, что живем хуже других.
НОСТАЛЬГИЯ
Однако, уехав в Италию, А. Тарковский не смог избежать участи многих великих русских – тоски по Родине, ностальгии. «Ностальгию» режиссер называет глубоко патриотичным фильмом. Так оно и есть, но эта любовь к Родине не кричаще-шумная, как сегодня стало модным, она с тихой грустью и печалью. Главный герой фильма, которого прекрасно сыграл Олег Янковский, часто уединяется в помещении, где все рушится, протекает крыша, на полу лужи, и говорит, что там он чувствует себя прекрасно, словно на Родине. И действительно, Родину, как мать, любят не за красоту, успехи и достижения, а просто за то, что она есть. Андрей Тарковский мог так любить и нас учил этому.

Литература

  1. Туровская М. 7 с ½ или фильмы Андрея Тарковского. М.:Искусство.1990. С.
  2. Флоренский П. Из Соловецких писем. М.: Московский рабочий. 1992. С. 418.
  3. Лазарев Л.И. Записки пожилого человека. Книга воспоминаний. М.:Время.2005. С.163.
Как вам понравилась статья)?

____

Рекомендуем

Ультиматум Удовольствия

Принцип удовольствия для моделирования массового бессознательного.

450
р.
750
р.
Для :
- СМО и СX-директоров
- PR-директоров
- CEO и HR-директоров
Для всех, кто стремится моделировать процесс принятия решений у широких масс: потребителей, избирателей, сотрудников

____

Вас также может заинтересовать