1.1
Продукт и цепочка создания ценности
Прежде чем разрабатывать продукт, разберемся что это вообще такое и как это делать
Содержание урока
1. Почему определение продукта это важно
2. Что такое продукт (через задачу, которую он решает)
3. Из чего состоит работа с продуктом (цепочка создания ценности)
1. Почему определение продукта важно?

Зачем вообще в этом разбираться? Ну продукт и продукт, давайте дальше :)

Вообще, это важнейший вопрос. То, как мы определим продукт, влияет на организационные элементы: людей, компоненты, процессы и системы и в конечном счете на успех всего, что вы наметили сделать.

От того, как вы определите продукт, зависит:

  • уровень владельца продукта (то есть вас) в организационной структуре вашей компании.
  • наполнение и объем Бэклога Продукта (списка функций вашего продукта, который вы будете реализовывать).
  • количество и состав команд, которые будут заниматься развитием продукта.
  • клиентов продукта.

И тут мы вас, Владельца внутреннего продукта, сразу расстроим. У вас - не продукт. Та-дааам! Не продукт в том смысле, который изначально вкладывался в это понятие.

Можем угадать, что скорее всего в вашей организации был (или планируется) проект по развитию какой-то информационной системы (учетной, складской, документооборота, корпоративного сайта, контроля ремонтов или каких-то других внутренних процессов), но поскольку назначить вас руководителем проекта было бы слишком старомодно, руководство провозгласило вас Владельцем продукта, рассчитывая на то, что это изменит ситуацию с результатами разработки.

2. Что такое продукт?

Часто тренеры используют вот такой несложный чек-лист для определения продукта:

  • Есть пользователи на рынке (за пределами организации)
  • Есть ключевые фичи, которые закрывают потребности пользователей.
  • Есть бизнес-модель (независимый бюджет доходов и расходов)
  • Если речь об ИТ-продукте, то он, как правило, кросс-компонентен (проходит через несколько информационных систем),
  • Команда продукта кросс-функциональна (в нее входят люди разных компетенций, а не только разработчики или только документоведы).

Сколько пунктов вы отметили про ваш продукт? Один? Ха-ха, мы же говорили! И что теперь делать?

Вообще-то ничего страшного не произошло, просто мы адаптируем некоторые особенности продуктовой разработки под эти условия и будем двигаться дальше.

Интересно, что со временем понятие "продукт" вытеснило другие более привычные нам понятия "товар" и "услуга", любезно предоставив им новую оболочку и подозревая нечто более комплексное. А с текущего момента, вот прямо сейчас в этот момент понятие "продукт" вытесняет еще более новое - "клиентский опыт". Дело еще усложняется тем, что большинство книг по предмету переводные с разных языков, что сильно добавляет путаницу в эту историю

Попробуем разобраться в этой "каше" для ясности
Сырье - Товар - Сервис - Опыт
Давайте на примере с кофе:

Вы проснулись утром и хотите выпить чашку ароматного кофе, того самого сорта, который вы больше всего любите, который горчит как вам надо, крепкий, настолько, насколько вы привыкли, с молоком или без молока на ваш выбор. Возможно, вам важна еще окружающая обстановка, цвет посуды и чтобы кто-то конкретный был при этом рядом, чтобы весело болтать. Все это - характеристики того, что мы будем называть "Jobs-To-Be-Done" - ваши задачи, которые вы хотите решить (это понятие мы более подробно разберем, когда будем говорить о поведенческом профилировании на уроке №4).

Как же все кофейные коммерсанты мира решают эти ваши задачи? Что они вам продают для ее решения?


На самом деле ситуация отличается всего лишь тем, какую часть пути к чашке кофе проходите вы, а какую за вас проходит компания, выбравшая для себя кофе как продукт.

- Продают сырье - и вы сами проходите весь путь от первого до последнего шага (возможно, вы получаете удовольствие от процесса варки кофе и не готовы этим удовольствием ни с кем делиться :))
- Продают готовый кофе - и вы получаете сразу кофе, который любите (вам не надо ничего варить, но зато надо переместиться в кафе). То есть это сырье плюс сервис.
- Пока готовят кофе, играют с вами (знаменитое имя на стаканчике от Starbucks) и создают особенную атмосферу - вы получаете не только кофе, но и уникальные впечатления

Это три разных способа помочь решить вам вашу "задачу", три разных "жизни", которые проживаете при этом вы и три разных продукта (хотя все это в конечном счете просто "чашка кофе в ваших руках")

Итак, попробуем сформулировать основные определения. Эти определения не универсальны, это способ договориться с вами о понятиях заранее, чтобы потом не путаться в словах

Сервис - это работа, которую вы делаете за своего клиента

В рамках этого курса мы под продуктом будем подразумевать инструмент для решения конкретной задачи вашего клиента с момента возникновения запроса до момента получения удовлетворения от результата и сервисы, сопровождающие этот процесс.

Продукт = Инструмент для решения задачи + Сервис

Только что мы сформулировали очень важную вещь. Что именно войдет в ваш продукт и насколько полно ваш продукт будет решать задачи клиента определяете именно вы - владелец продукта. Чтобы вы делали это наиболее профессионально, мы и придумали этот курс. Все просто :)
В целом же продукт похож на матрешку. На Level 1 нашего курса мы будем говорить только о двух продуктовых "слоях" - инструментах и сервисах. А в дальнейшем - о клиентском опыте и дизайне поведения клиента
3. Из чего состоит работа с продуктом (цепочка создания ценности)

С работой над продуктом тоже не все так просто. Как правило даже если речь идет о тех продуктах, которые покупают внешние клиенты, Владельцы продукта ограничиваются только одним этапом - разработка решения и передача его в "опытную эксплуатацию". На самом деле жизненный цикл продукта, которым следует управлять, если вы действительно задумались о клиентоориентированности, несколько сложнее и включает в себя 4 этапа

Цепочка создания ценности
Исследование
20% ценности продукта

Сбор информации о клиентах, сегментация (урок 3-5)
Разработка
30% ценности продукта

Формирование ценностного предложения, разработка и тестирование продукта с пользователями (урок 5-7)
Предложение/ коммуникация
20% ценности продукта

То, как вы донесете информацию о ценности вашего продукта до клиента, насколько легко ему будет преодолеть барьер переключения на ваш продукт - обеспечит успех его использования в работе (урок 8)
Сопровождение и развитие
30% ценности продукта

Именно этот этап отличает продуктовую разработку от проекта. Потому что проект останавливается на передаче решения в эксплуатацию, а продуктовая разработка только начинается. Вся информация с этого этапа попадает на этап разработке и так пока не будет найдено принципиально новое решение задачи клиента или не исчезнет сама задача (урок 9 и level 2-3 курса)
Главная мысль урока
Их целых три:
1. Продукт = Инструмент для решения задачи + Сервис
2. Сервис - это работа, которую вы делаете за своего клиента
3. Чтобы сделать классный продукт не достаточно его просто разработать. Нужно регулярно проводить исследования клиентов, думать о том, как они узнают о свойствах вашего продукта, в какой момент начнут им пользоваться и почему не прекратят. После передачи продукта пользователям работа над ним только начинается: мы получаем обратную связь и понимаем что нужно доработать, чтобы решение постоянно совершенствовалось.
Задание №1
Мы называем задачу, а вы - инструмент и сервис, которые помогут ее решить
E-mail
Задача #1: Попасть из дома на работу.
Инструмент
Сервис
Задача #2: Утолить голод.
Инструмент
Сервис
Задача #3: Нанять подрядчика
Инструмент
Сервис
Задача #4: Заказать билет в командировку
Инструмент
Сервис
Задание №2
А теперь опишите ваш существующий или будущий продукт с этой точки зрения: Задача, инструмент, сервис
E-mail
Какую задачу решает ваш продукт?
Инструмент
Сервис
Задание №3
На текущий момент какие из этапов цепочки создания ценности входят в зону ваших обязанностей как Владельца продукта?
E-mail
Исследование
Ваши задачи по исследованию (кратко)
Разработка
Ваши задачи в разработке (кратко)
Предложение/ коммуникация
Ваши задачи по донесению продукта до клиента (кратко)
Сопровождение/ развитие
Ваши задачи по сопровождению и развитию продукта (кратко)