1.2
Кто такой Владелец продукта?
Достаточно ли вам выделили полномочий, чтобы называть вас владельцем продукта? Что надо делать?
Содержание урока
1. Кто такой Владелец продукта и откуда взялась эта роль?
2. Тест "Какой вы Владелец продукта?"
3. Особенности роли "Владелец внутреннего продукта"
4. Главная мысль урока
5. Домашнее задание
Попробуем разобраться кто такой Владелец продукта и чем он отличается от руководителя проекта или, например, начальника отдела.

Понятие "Владелец продукта" пришло к нам из фреймворка Scrum. Это его создатели Кен Швабер и Джефф Сазерленд придумали такую роль для управления развитием продукта. Но в их понимании продукт - это бизнес-модель, помните? А значит Владелец продукта, тот, кто управляет развитием бизнес-модели или, попросту, корпоративный предприниматель, владеющей частью бизнеса в компании и несущий за него ответственность. Ого! Вот это планочка..

Вот точная цитата описания роли Владельца продукта из основного документа, описывающего фреймворк Scrum (Скрам-гайд)


Кен Швабер и Джефф Сазерленд "Скрам-гайд", страница 5
То есть все просто, никакого Диснейленда. Отвечает за ценность продукта, приоритизацию списка задач по разработке продукта и донесение видения продукта до команды. Однако уровень выполнения этих задач, глубина их понимания и профессионализм зависят от конкретного человека в этой роли. В этом и вышла проблема..
Я никоим образом не предполагал, что Владелец продукта станет бизнес-аналитиком, отвечающим за разработку требований
Кен Швабер
автор фреймворка Scrum и роли Владелец продукта
Да, действительно, зачастую Владельцы продукта сваливаются в такую крайность: собирают "хотелки" со всех стейкхолдеров в компании (на следующем уроке разберемся, что это за ребята) и перекладывают их на язык разработчиков. Эта роль в команде разработки действительно называется "бизнес-аналитик".

Так как же нам, с нашим внутренним продуктом, найти себя на этой шкале бизнес-аналитик - корпоративный предприниматель
2. Тест "Какой вы Владелец продукта?"

Чтобы это определить наверняка, давайте ответим на вопросы теста. Очень важно, чтобы вы сейчас отвечали честно, потому что ответы нужны прежде всего вам для определения себя в системе организационных координат.
Email
Какой вы Владелец продукта?
Отметьте те утверждения, которые полностью соответствуют вашей текущей или будущей позиции в организации
Чем больше "галочек" вы поставили в этом тесте, тем больше вы по шкале "аналитик-предприниматель" сдвигаетесь вправо.

Что если вы не поставили ни одной "галочки" или только одну и действительно ваша роль сейчас больше сводится к тому, что вы связующее звено между подрядчиками, проводящими разработку продукта, и руководителями вашей компании? Это надо честно для себя признать, но это не приговор. Дело в том, что в большой компании полномочия довольно часто связаны с опытом и компетенциями. Вы уже на пути к тому, чтобы повысить свои компетенции и заработать опыт, а значит на пути движения вправо по этой шкале. И это хорошие новости!

Вернемся, однако, к пониманию внутреннего продукта и вашей роли, как человека, который управляет его развитием. Попробуем максимально адаптировать все, что мы узнали о роли Владелец продукта под эту ситуацию

3. Особенности роли "Владелец внутреннего продукта"
Работает с клиентом
Клиентоориентированность - главное качество Владельца продукта, именно в этом его принципиальное отличие от руководителя проекта (который отвечает за выполнение задач скоупа проекта в заданные сроки с заданным бюджетом) и начальника отдела (который отвечает за качество выполнения функций).

Он понимает потребности и задачи клиента, постоянно уточняет их, различными методами (интервью, наблюдение, этнографические исследования), регулярно получает обратную связь от клиентов, отличает клиентов от стейкхолдеров и счастлив, когда счастливы его клиенты.
Работает с продуктом
Понимает что такое ценность продукта для клиента и компании, умеет управлять ценностью и расставлять приоритеты, исходя из ее оценки.
Работает со стейкхолдерами
Относится к стейкхолдерам, как к инвесторам в развитие продукта, представляя им информацию о его успешности через метрики и оценку бюджета
Работает с командой
Обладая лидерскими качествами, вдохновляет команду на разработку классного продукта, объясняет приоритеты, доносит до команды в чем именно ценность тех функций продукта, которые они разрабатывают. Высший пилотаж - приглашает команду для общения с клиентами и получения обратной связи от них
Главная мысль урока
Владелец продукта - не аналитик, который "нарезает" задачки команде
Он постоянно узнает своих клиентов и поддерживает с ними связь, он работает с продуктом на полном цикле: исследование, разработка, коммуникация, сопровождение/ развитие, он отвечает за метрики продукта и его эффективность, работает со стейкхолдерами и командой
Домашнее задание
Разработайте "Должностную инструкцию" (описание роли) Владельца продукта в вашей организации (как это будет, когда вы приступите к ее выполнению)
E-mail
Цели Владельца продукта
Обязанности Владельца продукта
Полномочия Владельца продукта
Место Владельца продукта в организационной структуре