Как только вы зайдете в книжный магазин и посмотрите работы по международным отношениям, то очень быстро вам будет видна «Великая шахматная доска» Збигнева Бжезинского. Я не обсуждаю содержание этой книги (Бжезинский проповедует антироссийские идеи), я лишь хочу сказать, что один из самых популярных западных трудов по мировой политике содержит в названии словосочетание «шахматная доска». Несложно догадаться, что политика – это игра в шахматы, а гроссмейстер – это политик. Самое важное качество, которое необходимо в этой ситуации – это расчетливость и понимание того как, когда и какими ресурсами можно воспользоваться. Именно поэтому этот подход еще называется «ресурсно-акторный».
На примере этого можно рассмотреть поведение Бисмарка после победы над австрийской империей в 1866 году. Прусские войска могли бы взять Вену, но Бисмарк настоял на «щадящем», по его мнению, варианте. Это было бы глупостью, если бы мы не заглядывали на несколько шагов вперед.
Первое: Австрия вышла из Германского союза, и Пруссия стала гегемоном в этом политическом объединении.
Второе: Австрия не восприняла поражение как национальное унижение и не стала строить планы мести. Но когда Бисмарк напал на Францию, Австрия не стала поддерживать Париж, хотя могла бы по принципу «враг моего врага – мой друг».
Третье: в долгосрочной перспективе возможно объединение Германии и Австрии.
Бисмарк видел международные отношения как шахматную доску, на которой можно проворачивать множество комбинаций и «многоходовочек».