Глобализация – это судьба человечества, естественный ход развития. Но форма этого процесса может быть таковой, что он приведет к деградации культур или же станет новейшим этапом в развитии общества.
Россия сейчас имеет возможность предложить миру модель альтерглобализации, учитывающую интересы всех стран-участников новое общепланетарное пространство. В качестве основополагающего принципа всемирной интеграции Россия может предложить не пространственный, не классовый, не религиозный принципы, которые предполагают соответственно евразийзм, социализм, византизм, а новый принцип - экологический поликультурализм. Несомненно, основной условием альтерглобализации является уважение к культурным особенностям народов, обязательное принятие во внимание специфики окружающей природной среды.
Поликультурализм, необходимый принцип для создания единого мирового сообщества, всегда был главной ценностью России. Российская культура с самого ее зарождения носила соборный, интегративно-интернациональный характер. Сохранение подлинной поликультурности с одинаковым уважением к различным конфессиям, утверждающим фундаментальные основы жизни человека – одно из главных столпов великой русского культуры. Они называются «столпом великой российской культуры».
В итоге Советский Союз был примером подобной глобализации. Можно много говорить о недостатках социалистической системы, но нельзя игнорировать позитивное содержание реального интернационализма, воплощенного в понятии «советский народ». Сегодня принципы построения должны быть иными, но сам феномен единства интересов культур должен сохраниться. Несомненно, это убедительно подтвердило братство народов Советского Союза во время второй мировой войны. Утверждение Интегрального мировоззрения не должно противоречить чувствам религии христианина, буддиста или идиотского.
Такой объединяющей идеей может стать идея экологизации культуры. В целом, каждая из мировых религий имеет свод норм и заповедей, нацеливающих людей к соблюдению экологически ориентированных правил. Сейчас происходящий экологический кризис вследствие глобализации, не учитывающей региональные природные особенности и требует кардинальной смены стратегии человеческого существования.
Вместе с этим, экологизация и сохранение многообразия культур - два тесно связанных взаимопроникающих вопроса, которых необходимо рассматривать вместе. Именно поэтому сегодня этот предложенный Россией путь – «экологический поликультурализм» или культурная природная толерантность», как называется, должен выступить в качестве основной миссии бренда, которую необходимо активно транслировать в мировом сообществе.
Несмотря на это, современная экологическая ситуация является внешней подсказкой необходимости изменения глобальной, покоряя стратегии развития человечества. Поместив между собой и природой техносферу, человек сам оказался подвергнутым технотрансформации. Сейчас техническая техносфера имеет свою логику развития и собственные потребности, средством реализации которых стал человек. Появилась перспектива не столько быть уничтоженными роботами, сколько превратиться в роботов, уничтожающих все живое. Знаменательны слова Ж. Бодрийяра: «Хуже всего не то, что мы завалены со всех сторон отбросами, а то, что мы сами становимся ими».
Человек все в большей мере утрачивает истинно человеческую сущность. Поэтому процесс экологизации культуры предполагает не только экологическую оптимизацию техносферы как важнейшей ее составляющей, но и экологизацию самого сознания, пролегающей через развитие истинно человеческих ценностей. Наивысшей ценностью такой культуры является человек, как часть природы, но не в качестве технологий.
Как раз именно такая концепция должна лечь в основу бренда России, то есть в свою миссию. Глобализация ознаменовала конкуренцию между культурами, она открыла эпоху захватов наций без войн. Неожиданная битва возникла в сознании людей. Битва идет между культурами, в частности между брендами – представлениями, образом жизни или ценностями. На будущее, которое невозможно без единого мирового пространства - это глобализация - это объективный процесс, он не сможет быть приостановлен или отменен. Он может быть только направлен в другое русло.
В настоящее время глобализация происходит под знаменем человекобога и несет в себе разрушительный характер для слабых культур. Но в наших силах изменить тренды. Возможен путь альтерглобализации, глобализации, которая бы сохраняла культурные ценности более слабых культур как ценнейшее наследие, как бесценные штрихи в картине Человека, глобализации, которая примирила бы человека с планетой, и направила его развитие в коэволюцию с природой.
Не стоит говорить о том, что может дать подобный национальный бренд России. Четкая и понятная концепция будущего, прозрачное и доброе видение завтрашнего дня позволит россиянину обрести забытый оптимизм. Сильный национальный бренд государства, объединяющий в себе две самые востребованные и популярнейшие ценности современного мира: поликультурализм и экологичное сознание станет ключом к продвижению национальных интересов в мире, созданию выгодных общественных мнений, обеспечивающих достижение определенной политики. В России этот фактор поможет достигнуть поставленных задач. При реализации стратегии альтерглобализма и интеграция мировых культур под руководством ценностей бренда – поликультурности, экологизации или экологии, выгоды от подобной идеологии переоценить невозможно.