Write Close
Close
Заказать intro-сессию
"Человекоцентричная бизнес-модель"
Telegram
Whatsapp
Сообщение попадет лично Арсену Даллакяну

____

Родительство в формате цифрового будущего

отложенные решения, debiased инсайты, контекстуальный дизайн, стратегия пользовательского опыта, cx-стратегия, цифровая трансформация, цифровизация, человекоцентричность, человеко-центричность, цифровая экономика, экономика опыта, cx-трансформация, servitization
Галия Чумарина
phd, консультант психологической корпоративной
безопасности, тренер по эмоциональному интеллекту
Совсем недавно закончился прием документов в учебные заведения. Среди всего числа, согласно нашим опросам, только
5-10% первокурсников осознают интерес к выбранной профессии.
К сожалению, это только один из симптомов, в 2018 г. наблюдаются тенденции:
  • к снижению социальной, эмоциональной и познавательной активности;
  • увеличению количества пониженной обучаемости, концентрации.

Что это значит для экономики и общества, и как с этим бороться, мы опишем в этой статье.

Причины проблемы

Причиной, очевидно, является слишком быстрые трансформационные процессы в обществе, к которым человек не успевает адаптироваться.
Из прочего:
  • Влияние технологий
  • Большой выбор возможностей
  • Недостаток или переизбыток родительского внимания
  • Ограниченное социальное взаимодействие

Некоторые особенности digital-поколения

Выделяя поколенческие особенности детей, родившихся с появлением первых гаджетов (после 2002 г.), исследователи отмечают следующие:
1
При максимальном удовлетворении материальных потребностей детей, они менее всего чувствуют себя счастливыми и больше всего испытывают потребность в принятии, понимании и любви. 2015 году на первое место у наших детей вышло стремление к пониманию.
2
Они не стремятся :
взрослеть; пробовать алкоголь; заниматься сексом.
3
Более высокая склонность к суицидам.
4
Слабеют непосредственные социальные контакты с ровесниками (количество подростков, встречающихся с друзьями каждый день, снизилось на более чем 50% с 2000 года). Наиболее комфортно они ощущают себя за закрытыми дверьми. В Японии появилось понятие "хикикомори", обозначающее тинейджеров, добровольно изолировавших себя от общества.
5
Повысилась активность и длительность пребывания в сетях (жизнь напоказ, выяснение отношений в сетях и др.). Среднее пребывание за монитором — 8 часов в сутки, что соответствует тому, что у 18-летнего тинейджера 4 года жизни проходит в цифровой реальности, у 7-летнего — 1 год. Живут по принципу «я выкладываю посты, следовательно, я существую».
6
Ухудшилось качество сна — это усиливает симптомы депрессии.
7
Новой эпидемией детей ХХI века называют: learning disabilities — неспособности к обучению. Они не воспринимают большие куски информации.
Американская компания «Статитик Брейн» в 2016 делала исследование про концентрацию внимания. Они выяснили, что в 2000 году концентрация внимания была 12 секунд, а в 2015 — уже 8,25 секунд.
8
Они предпочитают советоваться друзьями, а не с родными.

Решение

Ниже мы рассмотрим несколько инструментов, позволяющих сформировать у подростков осознанность. И конечно, же главный объект изменения лежит не на стороне ребенка, а на стороне родителя.
1
Апгрейд EI родителей – это шанс преодолеть скуку и апатию детей
Цифровая реальность требуют не столько знающих, сколько умеющих гибко и плодотворно вовлекаться в те изменения, которые делают жизнь разнообразной и интересной. Эти навыки и есть проявление EI.
Апгрейд EI родителей – это шанс преодолеть скуку и апатию детей
2
Хотите видеть своих детей счастливыми – станьте счастливыми сами
Родителям, выросшим в иных условиях, необходимо поменять свое поведение и воззрения. Ведь прежние парадигмы уже не работают.
Ниже список ключевых отличий и особенностей «старой школы»:
  • Рационалистическая культура, где IQ cтавился выше, чем эмоциональные потребности личности;
  • Патерналистические ценности, где статус старшего позволял осуществлять давление на ребенка;
  • Жесткие установки на базе личного опыта.
Вы и сами видите, как многие родители аппелируют к стереотипам « я в твои годы…»; « меня били, вот я и человеком стал…»; « все у тебя есть, с жиру бесишься…» и т.д.
Развить зрелость и эффективность эмоциональных реакций, сформировать состояние доверия к себе и к миру, повысить самооценку, улучшить социализацию. Быть счастливым помогут только те родители, которые сами способны быть открытыми, уверенными в себе, те, кто может выстраивать доверительные отношения и чутко реагировать на эмоциональное состояние своего ребенка.
3
Развитие целого спектра новых навыков, необходимых для цифровой реальности в будущем
Среди прочего, основными можно выделить:
  • Критическое мышление – способность верно оценивать ситуацию и находить оптимальное решение, фильтрация информации и эффективное ее использование.
  • Креативность – творческие способности, позволяющие находить оригинальные решения.
  • Цифровая грамотность – умение самостоятельно искать информацию, учиться онлайн, противостоять интернет-влиянию, защищать личные границы в сети.
  • Умение учиться – самостоятельно и продуктивно, развивая новые навыки.
По существу, перечисленные навыки, в основе опираются на развитый EQ.
4
Борьба с жестокостью и агрессией
Медиапространство переполнено информацией о жестокости детей, которые выкладывают видео своих изуверств в сети. Геростратова жажда «славы» обусловлена криком о помощи - хотя бы таким способом привлечь к себе внимание. Недостаточное развитие EQ в раннем возрасте, согласно мировым исследованиям, приводит к росту уровня насилия и трагическим последствиям.
Причина жестокости и агрессии детей скрывается в неосознанных эмоциях родителей
Важно научить ребенка управлять своими чувствами в стрессовой, конфликтной ситуации. В первую очередь, стоит объяснить на конкретном примере, что конфликтные ситуации время от времени будет присутствовать в его жизни, что люди все разные и мы не всегда можем знать об их намерениях.
Лайфхак
Приводить в пример, сказочных героев в раннем детстве, а с подростками разбирать конкретные кейсы. Взрослые показывают порядок действий: надо понять и осознать причину спора. Затем показать, что в этот момент нормально испытывать злость, ярость, обиду, горечь. Ребенок должен понимать эти эмоции и принимать их. Так маленький человек постепенно будет осваивать ключевой элемент управления эмоциями — коммуникацию. Если он начнет делать это в три года, то можно с большой уверенность утверждать, что к 12–15 годам станет уравновешенным и терпеливым подростком, который умеет управлять собой в различных стрессовых ситуациях.

5
Давать возможность ребенку ничего не делать
Часто встречающаяся ошибка - это следование мифу о раннем развитии детей. Благое намерение развить у ребенка креативный потенциал, превращается в сверхнапряжение и гонку с препятствиями. И дефицит людей с креативными наклонностями на рынке труда - подтверждение тому. У ребенка должно быть и пространство, и время, где он может остаться наедине с самим собой.
6
Дайте ребенку право нести ответственность
Пусть дети сыграют роль в своем собственном воспитании. Пользу такого подхода подтверждают и недавние исследования человеческого мозга. Ученые из Калифорнийского университета и других научных учреждений обнаружили, что у детей, которые планируют свое время, ставят еженедельные цели и оценивают свою работу, укрепляются префронтальная кора и другие отделы мозга, а в результате улучшается не только когнитивный контроль, но соответственно эмоциональная компетентность.

Эти, так называемые, организационные навыки помогают детям научиться самодисциплине и самомотивации, дают им умение избегать отвлекающих факторов и взвешивать все за и против, принимая какое-либо решение. Более того, давая ребенку самостоятельно выбирать себе меру наказания, вы формируете осознанную нацеленность на то, чтобы его избежать, а выбирая себе поощрение - заинтересованность в том, чтобы его получить.

Резюме

1
Цифровая экономика требует развития новых личностных качеств
  • гибкости
  • критичного мышления
  • быстрой адаптивности
  • коммуникативности
и ряда других качеств, в основе которых лежит целостная природа человека, определяемая EQ + IQ.
2
Меняются все социальные институты, в том числе, и семья
Основной вызов сегодняшним родителям звучит так: хотите счастья, здоровья и успешности ребенку – меняйтесь сами, учитесь вместе открытости и доверию, принимайте уникальность вашего ребенка.
3
Решение лежит в развитии такого ресурса как EI
Так как разработка любых навыков требует тренировки, то родителям на первом этапе необходимо начать прокачку с опытными тренерами-консультантами. Определив для себя основные шаги и алгоритмы, можно продолжить этот путь дальше, творчески развивая полученные знания и опыт.
4
Результаты развития EI детей
  • Улучшение качества сна – на 45%
  • Повышение успеваемости - на 22%
  • Снижение агрессивности – на 53%
  • Открытость новому - на 55%
  • Улучшение эмоционального климата в семье – на 45%
Исследование проведено в школах и детских садах ЗАО г. Москвы, 2015 год.
Как вам понравилась статья)?
____

Рекомендуем
Сессия-тренинг "Эмоциональный интеллект родителей"
Тренер Галия Чумарина
К.ф.н, стаж 30 лет,
специалист по эмоциональному интеллекту для agile

Для кого:

для родителей, бабушек и дедушек.
Какую проблему решает:
возрастные кризисы 10 – 15 лет.
Продолжительность:
16 часов.
Количество участников:
до 15 человек.
Цена:
3500 руб./чел, 7000 руб./пара родителей.
Главный результат:
снижение стрессовых факторов в семье, улучшение коммуникаций и эмоционального климата.
____

Вас также может заинтересовать