Образовательная система в России работает по вековым стандартам. Принятая модель образования Вильгельма фон Гумбольта, получила развитие не только в России. Будущие солдаты были подготовлены дисциплиной, зубрежкой и муштрой. Директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков сказал, что сейчас на дворе цифровая экономика. В школах - те же учебные программы и таже методика, те же экзамены: до 20 миллионов россиян не имеют навыков для включения цифровой экономики. Необходимо, чтобы они могли быстро и дешево обучиться этим навыкам. Где найти такие программы, не понятно!
По-старому учиться невозможно – это всем ясно. Однако кто будет учить по-новому? В каком направлении развивать коммуникацию в образовательном процессе. Сегодня на первом месте стоит персонализация и индивидуализация. Не среднестатистический человек, а уникальная личность каждого ученика, которая имеет свои индивидуальные особенности.
В этом случае кардинально меняется и сама концепция образования. Главная идея современного образования – это развитие многообразия. Не навязывание своего мнения, а желание помочь. Высокая степень открытости и искренности в общении с учениками.
В современном образовании происходит отставание учителей и родителей от детей, что является ключевой проблемой. По сути, это лежит в основе волны буллинга педагогов. Они становятся жертвами своей негибкости и страдают от собственного бессилия.
Естественно сказывается и перегрузка учителей, которые вынуждены зарабатывать на двух ставках и вести репетиторскую работу, чтобы выжить.
Средняя зарплата учителя, официально поднявшаяся на сегодняшний день в среднем до 30 тысяч рублей по России, для педагога это высокая цена. Они работают на износ, а все чаще и чаще им приходится работать бесплатно, чтобы не потерять квалификацию. Как правило не платят за дополнительные занятия с отстающими, подготовку детей посильнее к олимпиадам для школьников, подготовку к ЕГЭ и ОГЭ для 9-х классов и т. д.
Не лучше обстоят дела и в вузах. Окончив школу, дети от бедных учителей идут к таким же бедным вузовским преподавателям.
Член профкома МФТИ А. Арутюнов отмечает, что в среднем по России преподаватель вуза ведет 14 пар в неделю, а его коллега за границей обучает 5–6 часов. Кроме того он должен заниматься наукой: писать статьи, монографии, участвовать в научных конференциях за свой собственный счет. Иногда бывают случаи, когда преподаватель выигрывает в конкурсе грант, но при этом он недополучает зарплату на эту сумму.
В образовательных учреждениях нет денег, учебные учреждения бюрократизированы. Учителя и преподаватели «выгорают» на работе, а развлечение учеников и студентов буллинг. Как говорил известный герой В.Машкова. - "картина маслом"
И остается один ресурс, зовётся он: self- skills. Это взаимодействие людей, которые стали интересны друг другу и осуществляют погружение в поток знаний, возможно преодолеть возникающую пустоту иллюзии существования.