История с компанией P&G. В 90 году они начали выпускать средство для уничтожения неприятных запахов. Были проведены исследования и обнаружили, что женщины нуждаются в средствах, которые убивают запахи. Это очень логично. На разработку и запуск проекта было потрачено 21 млн долларов. А в момент рекламы, продажи также шли, реклама прекращается – тишина. Прошло 2,5 месяца, ситуация не менялась. Однако все это время менеджеры искали причину такого слабого сбыта, но так и не нашли ее. Постоянного спроса достичь не получалось, и руководство решило закрыть проект. Руководитель проектного проекта в отчаянии пошел к психологу и попросил: «Посмотрите на наши исследования и скажите, что мы делаем не так». Это видео показывает, как женщина использует это средство, вот статистика продаж, вот какая реклама». Психолог посмотрел и сказал: «Давайте предположим, что женщине нужен не уничтожитель запаха, а запах чистоты».
Добавили аромат океана и продажи взлетели. Снова посмотрели, как домохозяйки используют средство, и увидели, что способ применения изменился. Если средства с запахом брызгали на источник неприятного запаха, как правило, на кошачий лоток, и делали это редко и очень ограниченный процент домохозяек (кошки не у всех).
Им брызгали, когда вся квартира была вымыта, и в ней и так уже не было неприятного запаха. Для домохозяек это средство стало своего рода фирменным росчерком под идеальной уборкой. Как фирменная подпись. И каждую ежедневную уборку они заканчивали, брызгая этим средством.
Следующий кейс уже из моего опыта. Страховая компания МСК (группа ВТБ) теряла большие деньги, порядка 1 млрд в год на том, что не могла выявить убыточный сегмент потребителей. Привычное сегментирование по соц-дем характеристикам не помогало. Автомобиль Range Rover за 7 млн, и Solaris за 600 тысяч попали в аварию. В аварии пострадали мужчины, женщины, 21-летний и 55-летний. И тогда ваш покорный слуга выдвинул гипотезу, что на убыточность может влиять мотив страхования. Не секрет и то, что страховку можно купить по разным причинам. Были проведены измерения и гипотеза подтвердилась. В этом случае, мужчины, которые покупали жене автомобиль и страховку в подарок, оказались менее убыточными. Их жены приходили за ремонтом царапин гораздо реже. Убыточными оказались страхователи, которых мы считали целевыми, те кто купил страховку, чтобы переложить весь «геморрой» ремонта авто на страховую компанию. Клиенты, которые имеют завышенные ожидания от качества сервиса, нелояльны и крайне чувствительны к ценам. 5% повышение цен заставляло 40% из них задуматься о переходе в другую компанию. Всего выявлено 6 сегментов, которые делятся на 4 убыточных и 2 прибыльные. Подробнее о кейсе
Пример: Кения – это очень похожая на Россию страна. В этой стране были проблемы с долгосрочными накоплениями. Не имея накоплений в пенсионном возрасте человек пойдет побираться, это может повысить социальную напряженность - правительство оценивало потери в $200 млн в год. Официальная позиция была такова, что у людей нет денег. Однако, один из специалистов по поведенческой психологии провел простой эксперимент. Он выдал в самые обычные кенийские семьи железные ящики типа сейфов и через год навестил их. Количество накоплений в этой семье выросло в семь раз по сравнению с людьми, у которых ящиков не было. Это означает, что люди получили условия для хранения денег и начали копить деньги.