Tilda Publishing
Мы поможем сформировать запрос
Пишите по вопросам сотрудничества
Поможем сформировать запрос
Команда РПД
Заказать intro-сессию
"Человекоцентричная бизнес-модель"
Telegram
WhatsApp
Сообщение попадет лично Арсену Даллакяну

____

Перспективы развития сегмента ответственного
потребления в РФ в 2023-25 гг.
Часть 1

эмоциональный интеллект, буллинг, буллинг учеников, травля педагогов, проблемы учителей
Авторы: Иван Комаров, Денис Утробин

Контекст. О каком тренде мы говорим

Ответственное потребление — поведение потребителей, которые при выборе продуктов и услуг учитывают ряд дополнительных параметров, такие как: как минимизация негативного воздействия на окружающую среду, равноправие, отсутствие вреда для здоровья, гуманное отношение к животным и др.

Например, отказ потребителя от покупки товаров, при производстве которых используется детский труд. Все больше россиян отдают предпочтение экологичным товарам и ответственным производителям.
В развитых странах на долю ответственных потребителей здесь
может приходиться до 30% национального рынка.

Управление кросс-функциональными CX-дизайном с помощью карты клиентского опыта (CJM)

ТОП-50 ВДОХНОВЛЯЮЩИХ ФИШЕК СО ВСЕГО МИРА

С чего начинается клиентский сервис?

Более того, поработать над ним стоит в первую очередь

Почему здесь есть деньги

Рынок товаров, отвечающих требованиям экологической безопасности и социальной ответственности в России, на 2021 год составлял около 5-7% от общего объема розничных продаж.

Рост + 30% к 2020

Согласно данным агентства "Ньюсворт"


Рынок продуктов питания и товаров повседневного спроса, отвечающих критериям устойчивости и социальной ответственности, в РФ вырос на 20,3% в 2020 году по сравнению с предыдущим годом, достигнув 224 миллиардов руб

Данные Nielsen, 2021


Потребитель готов за это доплачивать, даже несмотря на снижение покупательской способности.

Большинство покупателей (94,5%) готовы доплачивать за экопродукцию. К примеру, на наценку в 30% согласна практически половина всех опрошенных. Более того, на поиск экотоваров, как правило, требуется больше времени и усилий, так считают 64% респондентов. По оценке экспертов рынка количество ответственных потребителей будет увеличиваться в среднем на 7% в год.

- Наличие экомаркировки увеличивает цену средства для стирки белья примерно на 10%;
- Экологичные универсальные средства для мытья поверхностей в доме стоят уже в 4 раза дороже обычных;
- Стоимость шампуня некоторых этичных брендов может в 9–10 раз
превышать среднюю стоимость рядовой продукции;
- 40,5% потребителей купят ответственный продукт, только если это не потребует никаких дополнительных усилий;
- 65% россиян подтверждают, что испытывают чувство вины, совершая неэкологичный поступок.

По данным исследования GfK


Тенденция к приобретению более полезной и качественной продукции демонстрировала рост: за три года (с 2018 по 2021 год) на 14% выросло число россиян, готовых платить больше за качественные (71%) и экологически чистые (67%) продукты.

Рассказывая о купленных за неделю продуктах:
20% приобрели товар компании, заботящейся об обществе,
26% отдали предпочтение бренду, инвестирующему в развитие местных сообществ,
25% — что выбрали продукт производителя, который ответственно относится к окружающей среде.

Согласно сведениям TNS Marketing Index


Эксперты единодушны в том, что сегмент отв. потребления стремительно растет. Природа роста ответ. потр. обуславливается тремя взаимосвязанными процессами:

1. Растет количество отв. покупателей,
2. Растет спектр товаров, в отношении которых начинает применять критерии
ответственного потребления,
3. Растет количество компаний, которые не только меняют свои продукты и совершенствуют свои процессы, но и формируют дополнительные требования при работе со своими поставщиками.
Уровень потенциальной готовности российских потребителей платить больше
за продукцию компаний, ответственно относящихся
к обществу и окружающей среде, также высок и составляет более 60%
По данным опроса, проведенного Российской ассоциацией экологических организаций "Зеленый патруль" 69% россиян за последние три года стали обращать внимание на экологические свойства товаров при покупке.

Рынок зеленых товаров в России с 2014 по 2021 год вырос более чем на 2,5 раза и достиг размера в 27,2 миллиарда долларов США.

В тч:
- производство экологически чистых продуктов
- рост на 246%
- производство оборудования для использования возобновляемых источников энергии - рост на 183%
- строительство зданий и сооружений с использованием зеленых технологий - рост на 158%

Данные Российского Экспортного центра


Объемы ответственных инвестиций в РФ выросли на 36% в 2020 году по сравнению с предыдущим годом, достигнув 189 миллиардов рублей.

По данным Ассоциации инвесторов по устойчивому развитию (АИУР)
Ответственный маркетинг становится частью стратегии привлечение потребителей Маркировки «Листок жизни» (Россия) и EU Ecolabel
(ЕвроСоюз), а также органик-маркировки BDIH (Германия), EU Organic (Евросоюз) и ICEA (Италия), маркировка устойчивого лесопользования FSC — наиболее известные покупателю экологические знаки и вызывают доверие у экоориентированных покупателей.

Прежде чем купить товар, большинство ответственных покупателей (78,6%) смотрит, есть ли на нем независимая маркировка.

Профиль ответственного потребителя

В России ответственные — в основном поколение миллениалов (родившиеся после 1981 года), жители крупных городов. Согласно опросу, ядро ответственных покупателей — это образованные женщины, чаще без детей, имеющие средний доход. В соответствии с общемировой тенденцией, ответственный потребитель в России — это, как правило, обеспеченный житель
города c > 500 тысяч человек.

По данным исследования, россияне, попадающие в группу «Ответ. Потребитель» более склонны выбирать товары с пометками ≪био≫, ≪эко≫, ≪органик≫, ≪фермерские продукты≫ и ≪сезонные продукты≫, ≪без химии≫ или ≪с минимальным количеством упаковки≫.

Потребителей можно разделить на четыре группы:

СТАРАЯ ГВАРДИЯ – мужчины старше 55 лет, представители так называемого поколения ≪беби-бумеров≫. Они составляют 12,6% от общего числа потребителей. При покупке товаров и услуг они ориентируются в основном на традиционные ценности: соотношение ≪цена — качество≫, удобство сервиса, доступность.

Они скептически относятся к программам корпоративной социальной ответственности бизнеса и в большинстве своем (2/3 опрошенных) считают, что их личный выбор никак не влияет на решение глобальных проблем.
Тем не менее они иногда покупают товары / услуги ответственных производителей, но чаще всего неосознанно.

По мнению экспертов, один из немногих способов привлечь представителей данной группы — убедительно продемонстрировать способность компании к решению местных социальных и/или экологических проблем.

БЕСПЕЧНЫЕ ОБЫВАТЕЛИ – это люди в возрасте от 18 до 34 лет (как мужчины, так и женщины) — самая многочисленная группа, на которую приходится 40,5% всех потребителей. Их основная особенность заключается в том, что они покупают ответственные товары / услуги, только если представится возможность и в основном для того, чтобы почувствовать себя лучше в моральном отношении. 31% опрошенных, по их собственному признанию, покупают экотовары, чтобы оправдать себя. Они верят, что могут как-то повлиять на глобальные проблемы, но это не является главным драйвером при совершении покупки. Продукты и услуги, способные подарить моральное удовлетворение от покупки, почти гарантировано привлекут их внимание.

Ключевой фактор для этой группы — удобство, поэтому важно, чтобы ее представителям было удобно и легко сделать выбор в пользу ответственного продукта. При этом 9 из 10 покупателей в этой группе потенциально готовы бойкотировать бренд / компанию, если узнают о несправедливых и/или неэкологичных практиках.

НЕРАВНОДУШНЫЕ ЭНТУЗИАСТЫ – чаще всего это женщины 18–34 лет, образованные и хорошо информированные. На эту группу приходится 26,1% всех потребителей. Главным стимулом при выборе продукта или услуги для них становится стремление спасти мир путем покупки ≪правильной≫ продукции, даже несмотря на сомнения в эффективности такого подхода. Они активно ищут продукты ответственных производителей и стремятся покупать их как можно чаще. 92% представителей этой группы отмечают, что готовы бойкотировать определенные бренды или товары / услуги за безответственные практики, причем 57% уже активно делают это.

АКТИВИСТЫ – это мужчины и женщины старше 35 лет, которые стремятся активно менять мир. На их долю приходится 20,8% всех потребителей. Они не только целенаправленно покупают ответственные товары, но и стараются убедить свое окружение в правильности такого подхода. Это так называемые ≪лидеры мнений≫. Они активно убеждают друзей, членов семьи и знакомых в том, что человек своим выбором способен оказать значительное влияние на решение мировых проблем.

Почти все они (92%), рекомендуя тот или иной продукт своему окружению, принимают во внимание программы корпоративной социальной
ответственности. 71% из них с большой вероятностью поменяет бренды в пользу тех, которые придерживаются определенных принципов.

Лидеры рынка ориентируются на новое поколение
покупателей

Крупные игроки, такие как сетевые ритейлеры (Х5 групп, Лента, Магнит, Петрович) поддерживают повестку социальной политики и экологичности продуктов. Ежегодно они сами проходят ESG-сертификацию в RAEX. Это поднимает к ним доверие банков и регуляторов.

Компании, которые соответствуют принципам ответственного развития при прочих равных условиях меньше подвержены юридическим, регуляторным и
налоговым рискам.

Большинство публичных компаний публикуют либо отдельные отчеты о ESG-характеристиках своей деятельности, либо включают такой раздел в ежегодный отчет.

- Мосбиржа
https://www.moex.com/s1346

- ПАО «Газпром»
https://www.gazprom.ru/sustainability/sustainabili...

- Роснефть
https://www.rosneft.ru/Development/reports/

- ПАО «Россети»
https://ar19.rosseti.ru/?/ru/145-about-the-report

- Русал
https://rusal.ru/sustainability/report/

Чтобы быть ответственным - нужно покупать у ответственных

Поэтому речь идет о всей цепочки поставок. Необходимость сертификации
носит и репутационный характер.

Крупным компаниям важны рейтинги глобальных агентств. Поэтому среди поставщиков они отдают предпочтение сертифицированным, за счет которых их рейтинги будут расти. На 2023 год в рейтинге НРА (национальное рейтинговое агентство) участвуют 90 промышленных предприятий.
Особо активные отрасли: электроэнергетическая, нефтегазовая, металлургическая, добывающая и транспортная.

Крупные публичные компании выстраивают устойчивые цепочки поставок и требуют от поставщиков соблюдение особых требований

Например, Русал внедрил Кодекс делового партнера, в котором отражены принципы этики, экологии, охраны труда, прав человека.

А в Едином положении о закупке ГК «Ростех» содержатся критерии аккредитации поставщиков, которые оценивают надежность и прозрачность поставщика, претендующего на участие в закупках.

Если крупные компании входят в международные цепочки поставок, это подразумевает обязательное выполнение требований в области декарбонизации и экологичности.

Государство инвестирует в этот рынок

И государство, и финансовые институты ведут работу над тем, чтобы предприятия любой отрасли соблюдали ESG-принципы. Повестка социальной политики сохраняется в долгосрочных планах государства, и актуальна настолько, что возможно постепенное ужесточение нормативных требований для промышленных предприятий и переход от добровольной к обязательной отчетности.

В качестве подтверждения приведем в пример несколько ключевых тезисов, прозвучавших от Президента РФ в области устойчивого развития на съезде РСПП (март 2023):

- Необходимо заботиться об окружающей среде и заниматься «не только повышением экологичности предприятий, но и сокращать накопленный вред природе» (ТАСС (https://tass.ru/ekonom)

- Необходимо ввести для компаний нефинансовую отчетность, где будет рассказываться об их социальных проектах. (РБК (https://t.me/rbc_news/70342)

- Необходимо учредить премию для наиболее ответственных российских компаний и уже в следующем году наградить первых победителей. (ТАСС (https://tass.ru/ekonomika/17285033)

Биржа стимулирует рост акций ответственных
компаний

Драйвером для развития рынка ответственного потребления является биржа. MOEX начала расчет индекса акций MESG. Индекс состоит из акций 15 компаний, лидеров ESG-ренкинга RAEX. На данный момент в индекс вошли 2 представителя финсектора (МКБ и Мосбиржа) и 1 IT-компания (МТС), остальные являются представителями энергетических, добывающих и обрабатывающих предприятий.

Ранее на Московской бирже были уже представлены ESG-индексы (Мосбиржи-РСПП), на основе которых сформированы биржевые фонды, например, РСХБ и ВТБ. Состав компаний немного другой, чем у MESG - индекс РСПП включает, например, Русал, X5 Retail Group, Аэрофлот, но основную часть все так же занимают представители металлургии и горнодобычи, нефтегаза и электроэнергетики.

Esg является критерием расчета цен акций крупных компаний.
Подробнее о том, как увеличивать продажи на тренде ответственного потребления читайте по ссылке
Как вам понравилась статья)?

____

Вас также может заинтересовать