На самом деле даже такие монстры, как «Procter and Gamble», потеряли около 20 миллионов долларов из-за того, что им нужен уничтожитель запахов. После исследований, все домохозяйки сказали, что неприятный запах из определенных мест в квартире вызывает такую проблему, как необходимость уничтожителя запахов. Потом еще 21 миллион ушло на рекламу. Рекламная кампания была проведена, но продажи не пошли. Было решено отказаться от проекта, но руководитель проекта оказался человеком с пробивным характером. Он обратился в Стэнфорд к психологам и спросил: "Что не так? Ознакомьтесь с нашими исследованиями, как ведут себя люди". На что получил ответ: «Может быть им нужен не уничтожитель запаха, а запах чистоты?». Аромат океана добавлен в средство Procter and Gamble, и компания создала новый рынок.
Дело было не в том, что домохозяйки пользовались этой штукой один раз и забывали про нее, а потому что у них не было нейрофизиологического подкрепления, то есть не видели изменений. Они убирались и так хорошо, а с неприятными запахами борются своим трудом. Потому что, если они опрыснут неприятный запах, появится чувство, что схалтурили. Это как не пойти в душ, а использовать духи и дезодорант. Это тонкий и символический сдвиг спас компанию от проигрыша в двадцать один миллион долларов и открыл миллиардные рынки. А новым средством домохозяйки пользовались, как дополнение к своей хорошей уборке. Не использовали это для того, чтобы облагородить плохо пахнущее место, а убрали все и брызгали вверх, чтобы сделать акцент на своей работе.
Следующий кейс уже мой.
Компания стоила четыре миллиарда рублей, я в ней занимал должность вице-президента по маркетингу. Суть состояла в том, что мы сегментировали людей по социальной сфере, как многие из вас делают, я уверен, потому что мы надеялись найти безубыточный сегмент (это страховая компания). Мы изменили свое отношение к сегментированию не на соц дем, а на мотивы покупки. А раньше считалось, что, если у тебя есть машина, то ты должен иметь страховку. И наоборот, если у тебя есть голова, то не обязательно нужно носить шапку. Изменив отношение к сегментации, мы выявили новый сегмент людей, которые покупают страховку для того, чтобы им был более удобный сервис ремонта. Мы были уверены в том, что это наш клиент номер один – ошибались. Этот тип людей наименее лояльный, самый требовательный, и они за каждую царапину будут бежать в страховую компанию и выносить деньги. Не буду раскрывать все инсайты, но 4 миллиарда в плюс.
Третий кейс
В стране нет денег на то, чтобы население делало накопления. Аналогичная проблема сейчас с Минфином России в Москве. У нас есть желание тоже провести исследования: как повысить запасы населения. Это головная боль всех банков. А в Кении всегда было одно объяснение – нет денег в стране. С помощью поведенческого экономиста семьям были выданы сейфы, и за год накопления у них выросли в 5 раз. Проблема не только отсутствия денег, но и в условиях для накопления.